2.1 Методика оценивания обучающихся

*Представленные здесь методы обучения и оценивания являются обобщением передового опыта учителей Республики Казахстан.

Оценивание в Республике Казахстан ведется в соответствии с приказом МОН РК (примечание Министерство образования и науки РК переименовано в Министерство Просвещения) от 21 января 2016 года № 52. Ссылка на приказ https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600013137

АОО "Назарбаев интеллектуальные школы" разработало Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ. Учебно-методическое пособие. Астана 2017 г. ISBN 978-601-7905-69-9. В учебно-методическом пособии рассмотрены вопросы планирования и организации процессов формативного и суммативного оценивания учебных достижений обучающихся в деятельности учителей основной и общей средней школ. Кроме того, представлены примеры, практические рекомендации и описан механизм выставления четвертных и годовых оценок. Данное руководство составлено в рамках обновленного содержания среднего образования и предназначено для студентов педагогических специальностей, учителей, администраций школ и всей педагогической общественности.

Ссылка для скачивания Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ.

В данном учебно-методическом комплексе представлены:

1) авторский сборник тестов, составленные на платформе Quizziz, с элементами геймификации; применяется в качестве контроля знаний, умений и навыков учащихся по разделам курса алгебры 8 класса, и в качестве входного и выходного тестирования, с выводом автоматического результата оценки ЗУН;

2) авторский практикум и сборник упражнений для закрепления знаний, составленные на платформе LearningApps, с выводом автоматического результата оценки ЗУН;

3) авторский сборник формативного оценивания по темам курса;

4) сборник суммативного оценивания учащихся за разделы курса алгебры и четверти со спецификацией оценивания.

Нашим школьным методическим объединением в 2022 - 2023 учебном году было организовано исследование уроков Lesson Study по теме: "Коллективные и групповые формы и методы работы в условиях малокомплектной школы в рамках обновления образования Республики Казахстан". Результатом проведенной деятельности стало повышение качества знаний учащихся, а также адаптация коллективных, групповых и парных методов работы с учащимися. Здесь я привожу активные методы обучения, которые можно использовать преподавателям в своей деятельности в школе.

Активные методы обучения для коллективной работы на уроках математики*

БИНГО
Цель-  сбор  информации,  введение  в  определенную  тему,  развитие коммуникативных навыков.
1.  Каждый ученик получает карточку Бинго, разделенную на квадраты. Каждый квадрат содержит задание, относящееся к теме или цели занятия.
2.  Когда  ученики  найдут  подходящего  под  определения  ученика,  они могут задать ему собственный добавочный вопрос о текущем утверждении и записать в  карточку.  Это  может  стать  удобным  случаем  для  расширенного обсуждения. В последующем обсуждении учитель может спросить учеников, что они помнят  или  что  интересного  они  узнали  от  другого  ученика  благодаря расширенному обсуждению.

ПОМЕНЯЕМСЯ МЕСТАМИ
Цель–  передача  фактической  информации  среди  учеников,  поощрение учеников к поиску связей между утверждениями и/или фактами, повторение и закрепление материала.
1.  Учитель готовит перечень вопрос по определенной теме, подразделу, разделу.
2.  Учащиеся берут одну карточку со словами «да» или «нет».
3.  Учитель читает вопрос и предлагает поменяться местами тем ученикам, кто отвечает на вопросы в соответствии со своей карточки. Если на вопрос следует дать ответ «да», местами меняются ученики с карточкой «да», если ответ на вопрос «нет», то местами меняются ученики с карточкой «нет».

ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ?
Цель– анализ суждений на основе имеющихся знаний, систематизация знаний, формативное оценивание.
1.  Учащимся  предоставляются  различные  утверждения  (истинные  и ложные) на доске или карточках.
2.  Если  утверждения  предоставляются  на  доске,  учитель  читает утверждение,  а  учащиеся  определяют  его  истинность  или  ложность.  Свой выбор они демонстрируют с помощью карточек «П»- «правда»- истинное утверждение, «Л»- «ложь»- ложное утверждение.
3.  Если утверждения написаны на отдельных карточках (одна карточка для одного утверждения), то учащиеся раскладывают их на парте в две группы «Правда» и «Ложь» или размещают в таблице в два столбца соответственно.

ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА
Цель– развитие логического мышления, речи, систематизация изученного материала.
1.  Учитель  заранее  продумывает  содержание2-3 логических  цепочек (звенья и логика их расположения) и готовит карточки-звенья (компоненты) логических цепочек.
2.  Учащимся  предлагается  взять  на  выбор  по  одной  карточке.  Все карточки-звенья2-3 логических цепочек перемешаны и перевернуты так, чтобы участники  не  видели,  что  на  них  написано  (учитель  проносит  по  классу, учащиеся выбирают).
3.  После  этого  учащиеся  начинают  общаться  друг  с  другом,  чтобы выстроить2-3 логические цепочки.
4.  Ученики  осуществляют  взаимодействие  между  собой,  выстраивая логические цепочки (определяют, кто в какой цепочке должен быть и в какой последовательности, объясняя ее логику).
5.  Когда  логические  цепочки  построены,  ученики  (начинают  те,  кто первым  выстроил  логическую  цепочку)  поочередно  объявляют  название цепочки, перечисляют в логической последовательности все звенья цепочки, а затем объясняют (это может сделать либо один, либо несколько участников) логику расположения звеньев цепочки.
6.  После  представления  участниками  построенных  логических  цепочек учитель либо соглашается с предложенными вариантами, либо перестраивает логические цепочки по своему сценарию, объясняя логику их построения.
7.  Рефлексия.

ДОМИНО
Цель– повторение  изученного  материала,  развитие  вычислительных навыков.
1.  Учитель  готовит  карточки  с  заданиями.  Карточки  состоят  из  двух частей: на правой части каждой карточки  записывается выражение,  вопрос, понятие,  на  левой– значение  выражения,  ответ  на  вопрос,  определение понятия.
2.  Варианты проведения:
−  Учащиеся получают карточки.
−  Первый ученик выходит к доске, прикрепляет свою карточку и устно находит значение выражения, отвечает на вопрос, дает определение понятию, содержащееся в правой части карточки.
−  Затем ученик, у которого на карточке подходящее значение выражения, ответ  на  вопрос,  определение  понятия,  выходит  к  доске,  в  свою  очередь,
прикрепляет  к  ней  свою  карточку  и  выполняет  задание  из  правой  части карточки.

ДРЕВО МУДРОСТИ
Цель– обобщение материала, формативное оценивание.
1.  Учитель составляет вопросы, записывает их на «листочках» и крепит к «дереву». Вопросы распределяются по уровням сложности: жёлтые– уровень
знания,  понимания  и  применения;  зелёные– уровень  анализа  и  синтеза; красные– уровень оценки.
2.  Учащиеся  по  очереди  подходят  к  дереву,  «срывают»  записку  с вопросом, отвечают.

Активные методы обучения при работе в группах на уроках математики

КАРУСЕЛЬ
Цель– сбор структурированной информации или размышление, которое приводит к тому, что ученики составляют краткий список идей и ответов по определенной теме.
1.  Учитель формирует небольшие группы(5-6 учеников).
2.  Каждой  группе  выдается  флипчарт  (лист  бумаги  А3),  где  сверху написан вопрос, и маркеры разного цвета, чтобы потом было легко понять, какой  группе  принадлежат  ответы.  Каждый  лист  бумаги  может  содержать разные вопросы.
3.  Ученики за определенное время записывают свои ответы, мысли или идеи, которые относятся к вопросу.
4.  По  истечении  этого  времени  группы  обмениваются  листами  и получают другой вопрос.
5.  Учащиеся читают ответы предыдущей группы и обсуждают, согласны ли  они  или  нет.  Если  они  согласны,  ставят  галочку.  Если  нет,  пишут
обоснование своей точки зрения.
6.  Затем записывают свои собственные мысли по вопросу. Если их идеи были вызваны письменными ответами предыдущей группы, они могут связать свои идеи стрелкой.
7.  Карусель может быть продолжена, если позволит время до тех пор, пока у каждой группы не появится возможность увидеть и ответить на каждый вопрос.
8.  Трансляция работ.

ВОРОНКА ИДЕЙ
Цель– высказывание идей, их выбор, сравнение, противопоставление и обсуждение внутри группы и всего класса; отправной точкой для новой темы.
1.  Ученики распределяются по группам из 4-6 человек.
2.  Каждая группа получает флипчарт.
3.  Ученики  распределяют  роли  внутри  группы:  например,  секретарь, контролер времени, организатор, ведущий.
4.  Группы высказывают как можно больше идей и мнений по заданной теме и записывают их на верху листа бумаги.
5.  Ведущий каждой группы выносит свой лист и представляет результаты классу.

СТРОИТЕЛЬСТВО СТЕН
Цель– анализ содержания ключевой проблемы.
1.  Работа учащихся организуется в парах или группах.
2.  Каждая  группа  получает  карточку  с  названием  ключевого  термина (фундамент) и набор карточек со словами, фразами или картинками, которые относятся к основному вопросу. Ученики могут записать свои идеи на листе бумаги или стикере и использовать их для строительства их стены.
3.  Каждой группе также дается Образец (см. пример ниже) с ключевым термином внизу. Группа создаёт свою собственную стену.
4.  Затем группы делятся впечатлениями о том, как они пришли к этим выводам, обосновывая свои решения, если они противоречат решениям других групп.
5.  Основные выводы могут быть записаны на доску или флипчарт, пока ученики представляют свои группы.
6.  Рефлексия.

Активные методы обучения при работе в парах на уроках математики

ДИНАМИЧНЫЕ ПАРЫ
Цель– развитие вычислительных навыков, формативное оценивание.
1.  Учитель  предварительно  готовит  проверочные  задание  (вопросы), составляет  индивидуальные  карточки  с  ответами  в  2­х  экземплярах  и «маршрутные листы» с порядковыми номерами по количеству карточек.
2.  Каждый ученик на уроке берет свой листок, записывает на нем свое имя, берет в руки ручку.
3.  Ученики  делятся  на  две  группы.  Каждому  ученику  в  двух  группах раздается карточка с ответом.
4.  Каждая группа учеников занимает свободное пространство в классе.
5.  По  сигналу  учителя  ученики  подходят  друг  к  другу  и  задают  свой вопрос. Если был получен правильный ответ, ученики отмечают номер вопроса в  «маршрутном  листе»  знаком  «+».  Затем  ученики  расходятся  и  образуют другие пары. Если ученики не могут ответить на вопрос, они помогают друг другу, называют правильный ответ и меняются карточками. После этого они расходятся и образуют новые пары.
6.  После  того  как  все  ученики  образовали  динамичные  пары  внутри группы и проработали все вопросы, они садятся на свои места.
7.  Учитель проводит обсуждение проблемных вопросов.

ДА-НЕТ
Цель – развитие умений в составлении и задавании вопросов.
1.  Один игрок загадывает объект, а другие должны угадать, о чём конкретно идёт речь.
2.  Ведущий описывает странную «ситуацию», а угадывающие должны, задавая уточняющие вопросы, выяснить подоплёку ситуации.
3.  При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения»).

ВЗАИМООПРОС
Цель– закрепление  и  повторение  изученного,  опрос,  развитие  умения задавать вопросы.
1.  Учащиеся составляют вопросы по теме, указанной учителем.
2.  Учащиеся в парах опрашивают друг друга.
3.  Рефлексия.